На главную страницу
На главную страницу
О среде программирования
Robolab
Конструкции машин и механизмов
Проекты
Методические материалы,  учебные планы, литература
Методика
Оставьте ваше мнение о проекте
Форум
Работы учащихся школы 1411
Все вида наборов
Работы учащихся школы 1411
Все вида наборов
Работы учащихся школы 1411
Все вида наборов

Планирование

Планирование

ПЛАНИРОВАНИЕФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ "КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТЕХНИКА"

Средняя школа №1411 СВАО г. Москва
"Автор: Щеголькова О.Б.
Программа адаптирована для конструктора № 9723 "Город и транспортные средства" для учащихся 3 классов на 20021-2003 год.

Занятие 1. Знакомство с творческой средой "ROBOLAB".

1. Знакомство с конструктором "ROBOLAB", правила хранения деталей и организации рабочего места.
2. Язык программирования Lab View, микрокомпьютер RСХ.
3. Демонстрация моделей и возможностей среды RoboLab.

Занятие 2. Знакомство с конструктором Lego.

1. Правила работы с конструктором Lego (повторение).
2. Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.
3. Сбор непрограммируемой модели.

Занятие 3. Язык программирования Lab View.

1. История создания языка Lab View.
2. Визуальные языки программирования, изображение команд в программе и на схеме, работа с пиктограммами, соединение команд, кнопки управления.
3. Разделы программы, уровни сложности.

Занятие 4. Раздел Конструирование, уровень 1.

1. Знакомство с командами визуального языка программирования Lab View:
  • Запусти мотор вперед;
  • Включи лампочку;
  • Жди.
2. Создание значка-заменителя для этих команд при работе в тетради.
3. Инфракрасный передатчик.
4. Передача программы. Запуск программы.
5. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы.

Занятие 5. Раздел Конструирование, уровень 2.

1. Знакомство с командами команды визуального языка программирования Lab View o Запусти мотор назад:
  • старт,
  • стоп
2. Составление программы по шаблону.
3. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация.
4. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.
5. Сборка модели с мотором и лампочкой. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 6. Раздел Конструирование, уровень 2.

1. Творческое занятие "Музыкальная шкатулка":
  • Собери модель, имитирующую танцевальную пару
  • Установи её на моторе
2. Составление программы с использованием шаблонов движения мотора вперед и назад.
3. Создание программы в среде "Robolab", передача, демонстрация.
4. Добавление к модели лампочки. Модификация программы, передача, демонстрация.

Занятие 7. Раздел Конструирование, уровень 3.

1. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.
2. Команды визуального языка программирования Lab View:
  • Регулирование уровня мощности мотора
  • ;
  • Поменять направление вращения моторов
  • ;
  • Регулирование уровня мощности лампочки
3 . Линейная и циклическая программа.
4 . Сборка модели "Музыкальной Шкатулки" с несколькими моторами (танцевальными парами) и лампочками. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Передача и демонстрация.

Занятие 8. Раздел Конструирование, уровень 3.

1. Творческое занятие «Светофоры нашего города»:
  • Вспомни типы светофоров, которые ты встречаешь по пути домой
  • Собери модель простого светофора
  • Подсоедини её к RCX
2. Составление программы работы светофора
3. Создание программы в среде «Robolab», передача, демонстрация.
4. Планирование мест установки светофоров на улицах города и их типа.

Занятие 9. Знакомство с датчиком касания.

1. Структура и ход программы. Условие, условный переход.
2. Датчики и их параметры:
  • Датчик касания;
  • Графическое обозначение;
  • Входы RCX
  • .
3. Модель «Светофора с кнопочным переключателем». Добавление к модели светофора датчика касания.
4. Составление программы с использованием датчика касания, передача, демонстрация.

Занятие10. Датчик касания.

1.Различие команд:
  • Жди нажато;
  • Жди отжато;
  • Понятие «Количество нажатий».
2. Сборка модели комбинированного светофора (с постоянно горящим зелёным светом для машин и кнопочным переключателем для пешеходов) с использованием лампочек (5 штук) и датчика касания.
3.Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 11. Повторение

1. Повторение изученных команд.
2. Разработка и сбор собственных моделей светофоров и музыкальных шкатулок.

Занятие 12. Раздел Конструирование, уровень 3.

1. Знакомство с организацией железнодорожного переезда:

  • Шлакбаум;
  • Тип светофора.
2. Сборка модели шлакбаума.
3. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 13. Раздел Конструирование, уровень 3.

1. Добавление к собранной модели шлакбаума светофора, загорающимся красным сигналом при опускании и поднимании шлакбаума (т.е. при работе мотора), и горящим зелёным светом при открытом проезде.
2. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 14. .Датчик угла поворота.

1. Датчик угла поворота. Влияние времени работы мотора и весе конструкции на величину угла поворота стрелы шлакбаума.
2. Проведение натурного эксперимента:
  • При различном времени работы мотора и одинаковом весе;
  • При одинаковом времени работы мотора и различном весе.
3. Составление графиков зависимости и выбор оптимального варианта (количество лампочек у светофора на шлакбауме) для нашей модели.

Занятие 15. Датчик освещенности.

1. Знакомство с командами:
  • Жди темноты ;
  • Жди света.
2. Сборка модели с использованием датчика освещенности.
3. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 16-17. Датчик освещенности.

1. Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности.
2. Знакомство с командами:
  • Жди темнее;
  • Жди светлее.
3. Модель «Уличное освещение». Сборка модели.
4.Составление программы с использованием датчика освещенности, передача, демонстрация.

Занятие 18. Раздел Управление.

1. Знакомство с разделом Управление, уровень1. Демонстрация возможностей.
2. Знакомство с разделом Управление, уровень 2. Демонстрация возможностей.
3. Знакомство с разделом Управление, уровень 3. Демонстрация возможностей.
4. Структура интерфейса. Меню, Панели инструментов, окна.

Занятие 19. Датчик освещенности.

1. Работа с датчиками освещенности:
  • Жди, когда станет светлее;
  • Жди, когда станет темнее.
2. Имитация зажженных окон жилого дома в темное время суток. Понятие случайности, использование параметров датчика освещенности и ламп.
3. Сборка модели жилого дома (используется дополнительный набор конструктора Lego), установка в каждом окне лампочки.
4. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 20. Изучение Окна инструментов.

1. Знакомства с инструментами.
  • Изменение фона рабочего поля;
  • Инструмент «Выделение»;
  • Инструмент «Перемещение».
2. Инструмент «Текст»
3. Добавление описания к программе.

Занятие 21. Команды визуального языка программирования Lab View.

1. Знакомство с командами:
  • Ноты
  • Длительность
2. Проиграть звук.
3. Параметры звука.
4. Добавление звуковых эффектов в программу.
5. Сборка модели.
6.Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 22. Организация бесконечного цикла.

1. Знакомство с командами:
  • Метка;
  • Прыжок.
2. Реализация бесконечного цикла.
3. Модель «Елочная гирлянда».
4. Использование нескольких меток в программе.

Занятие 23. Конечный цикл.

1. Знакомство с командой: "Повтори".
2. Параметры команды.
3. Программа, реализующая конечный и бесконечный цикл для модели «Ёлочная гирлянда».

Занятие 24. Программы с циклами и датчиками (модель светофора).

1. Сборка модели светофора.
2. Программы, управляющие работой светофора в разных ситуациях:
  • Светофор работает в автоматическом режиме: «зеленый-желтый-красный-желтый-зеленый...»
  • Светофор стоит возле перехода там, где не очень много машин. Мигает желтый свет.

Занятие 25. Программы с циклами и датчиками (модель светофора).

1. Сборка модели светофора.
2. Программы, управляющие работой светофора в разных ситуациях:
  • Светофор стоит возле перехода, которым не очень часто пользуются. Пешеход нажатием кнопки задает изменение цвета светофора.
3.Сборка модели подвесного светофора без карточки (только по внешнему виду).
4.Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 26. Программы с циклами и датчиками.

1. Имитация работы штамповочного станка: многократный подъем и опускание пресса. Начало и завершение работы по датчику касания
2. Отладка написанных программ. Испытание моделей.

Занятие 27. Программы с циклами и датчиками (модель уличного фонаря).

1. Написание программы, управляющей работой уличного фонаря.
2. Отладка программы. Испытание модели.
3. Исследование показаний датчика освещенности, построение графика.
4. Исследование показаний датчика освещенности, при отражении света от полосок бумаги разного цвета. Построение таблицы.

Занятие 28. Ветвление по датчику.

1. Ветвление по датчику касания.
2. Сборка модели «Пост ГАИ»:
  • Сборка модели машинки;
  • Сборка модели шлагбаума
3. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 29. Ветвление по датчику.

1. Ветвление по датчику освещенности.
2. Сборка модели «Пост ГАИ»:
  • Сборка модели машинки
  • Сборка модели шлагбаума
3. Задача: пропускное устройство по датчику освещенности (шлагбаум открывается, если в турникет вставлена карточка)
4. Задача: автоматическое пропускное устройство. Использование датчиков освещенности и касания.
Занятие 30. Использование цикла и ветвления по датчикам.

1. Автоматическая стоянка машин.
2. Сбор моделей.
3. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 31-32.Работа с программой на уровне «Управление».

1. Знаки дорожных работ
  • Назначение знаков дорожных работ;
  • Сборка модели знаков.
2. Привлечение внимание к знакам в темное время суток, автоматическое влючение при изменении освещенности.
3. Составление программы, передача, демонстрация.

Занятие 33-34. Использование цикла и ветвления по датчикам.

1.. Творческое задание «Наш район»:

  • Сборка модели шлагбаума с двумя лампочками.
  • Сборка модели автомобилей;
  • Сборка светофоров различных типов;
  • домов для жителей города
2. Написание программы, с помощью которой шлагбаум опускается, когда автомобиль проехал, а лампочки на шлагбауме мигают. По истечении заданного времени, после проезда автомобиля, шлагбаум открывается. (Движение автомобиля управляется датчиком нажатия). Светофоры имитируют регулировку транспортного потока.