На главную страницу
На главную страницу
О среде программирования
Robolab
Конструкции машин и механизмов
Проекты
Методические материалы,  учебные планы, литература
Методика
Оставьте ваше мнение о проекте
 

К проекту "Светофор"

Этап 1 Прогулка по своему микрорайону.
Учебные цели:

Обсуждение в классе.
Предварительное обсуждение в классе вопросов, касающихся транспортных средств, уличного движения и правил дорожной безопасности на примере микрорайона, в котором живут ученики.
Что приходит в голову, когда вы слышите слова "транспортные средства"?
Что входит в список известных вам типов транспортных средств?
Например, автомобили, грузовики, автобусы, поезда, самолеты, корабли, лодки, лифты, эскалаторы, конвейерные ленты, погрузчики, трактора, воздушные шары и т.д.
Как водители автомобилей, грузовиков и автобусов узнают, где можно и где нельзя ехать?
Как регулируется движение транспорта?
Что было бы безопаснее при отсутствии правил (законов) уличного движения?
Кто нуждается в защите? Автомобили, пассажиры или пешеходы?
В каком месте важнее всего контролировать движение? На перекрестках, на пешеходных переходах?
Как регулируется движение в вашем микрорайоне? (светофоры, предупреждающая сигнализация и пр.)
Преподаватель должен сфокусировать дискуссию на обсуждение проблем регулирования движения на перекрестках, т.к. здесь происходит пересечение и изменение направления движения транспортных потоков.
Что представляет собой перекресток?
Все ли дороги и перекрестки имеют одинаковые размеры? Если нет, то почему?
Каким образом достижения технологии (устройства управления) влияют на поведение человека?
Реагируют люди так, как это планировалось? Не возникают ли новые проблемы?

Домашнее задание: прогулка по своему микрорайону.
1. .Основная цель такой прогулки — оценить ситуацию на перекрестках с различной интенсивностью движения. На одном из них оно должно быть слабым, на другом могут объединяться несколько дорог в одно большое скоростное шоссе, а на третьем должно происходить регулирование движения с помощью светофоров.
2. Вместе с родителями подойдите к наиболее сложному и перегруженному перекрестку. Соберите информацию об устройствах регулирования движения. Запишите алгоритм смены цветов у светофора.
3. Обратите внимание, сколько светофоров встречается Вам по дороге к школе. Отметьте на плане дороги к школе места, где Вы установили бы светофоры.


Этап 2 Картографирование и моделирование микрорайона
Учебные цели.
В ходе занятия ученики будут:
· Составлять карту местности, по которой они гуляли
· Использовать умение составлять карту для визуализации и анализа проблемной ситуации
· Определять местоположение объекта по карте
· Объединять идеи и информацию разных групп
· Создавать миниатюрную модель перекрестка, обсуждаемого на занятиях

Материалы:
Карандаши, бумага, линейка, карты города Москвы
Материалы для конструирования - LEGO-элементы.


Составление карты
1. Нарисовать карту школы. Обозначить на ней маршрут от своего класса к другим помещениям школьного здания, таким как столовая, спортзал, актовый зал, кабинет директора и т.д.
После того, как ученики нарисовали карты, можно обсудить особенности различных карт и области их использования (схема улиц — дороги в городе или населенном пункте; схема метро — направление маршрутов метропоездов Поэтажный план здания — план размещения комнат в здании Карта погоды — распределение погодных условий в различных местностях; атлас — сборник различных карт;
карты, являющиеся рисунками местности, предоставляют важную информацию). С помощью карт можно определить местоположение интересующего объекта или выбрать нужный маршрут в незнакомой местности.
2. Ученики составили карты на основе их собственных наблюдений, полученных во время прогулки с родителями. Эта карта должна фиксировать положение различных объектов относительно здания школы, а также расстояния, размеры и форму дорог. После этого сравниваем нарисованные ими планы местности с существующей картой своего района.


3. На карте района обозначаем:

Создание модели перекрестка

Модель перекрестка должна помочь пешеходам и будущим водителям выработать правильное представление о безопасности на дорогах, понять принципы дорожной безопасности.
Модель дороги должна включать такие элементы, как пересечение дорог, пешеходные переходы и прочие опасные зоны, например участки ремонта дороги. Учащиеся должны разработать программу, которая должна управлять движением машин и регулировать дорожное движение на перекрестках и пешеходных переходах. В составе модели должен быть, по крайней мере, один светофор.


Этап 3 Создание модели светофора.
Учебные цели.
В ходе этих занятий ученики будут:
Собирать модели светофоров и использовать их в качестве средства регулирования движения.
Программировать эту модель, используя режим "Управление". Программа "Светофор" находится в разделе "Город и транспорт" режима "Управление".

Ход работы

|1. Соберите модель светофора как показано в инструкции Сборника ТК-1. Убедитесь в надежности электрического подсоединения красной лампы к Порту А, желтой — к Порту В и зеленой — к Порту С.

2. Загрузите программу ROBOIAB.
3. Используя режим 'Управление", запрограммируйте работу светофора таким образом, чтобы красный свет горел две секунды, а затем выключался; зеленый свет горел в течение двух секунд, а затем выключался; желтый - горел 1 секунду и затем выключался.

Программирование светофора
Составим алгоритм работы светофора.
Начало
· Загорается красный свет
· Загорается желтый свет
· Загорается зеленый свет
Конец
Если выполнить этот алгоритм, то светофор проработает всего один раз, и его придется включать снова. На самом же деле светофоры работают днем и ночью, не прекращая своей работы. Чтобы не переписывать одни и те же команды по несколько раз используют команды повторений (или команды циклов)
Команды для создания «бесконечных циклов»
Команды («Метка» - начало «бесконечного» цикла) и («Прыжок» - конец «бесконечного» цикла) позволяют повторять действия до тех пор, пока программу не прервут нажатием на кнопку RUN на корпусе RCX. Группа команд, находящаяся между этими двумя командами, будет повторяться до тех пор, пока программу не остановят

Изображение в программе Условное обозначение Пояснение Параметры
Начало цикла 1,2,3 – число повторений
Конец цикла нет
Начало «бесконечного» цикла нет
Конец «бесконечного» цикла нет
Программы, управляющие работой светофора в разных ситуациях.
а) Светофор стоит возле перехода там, где не очень много машин. Мигает желтый свет.

б) Светофор работает в автоматическом режиме: зеленый - желтый - красный -желтый - зеленый...
Имя файла с программой ________________________________
Файл с программой записан в папку __________________________
в) Светофор стоит возле перехода, которым не очень часто пользуются. Пешеход, который хочет перейти улицу, нажимает на кнопку: зеленый свет (для машин) сменяется на желтый, затем – на красный. Одновременно загорается зелёный сигнал для пешехода (в это время пешеход переходит улицу). - желтый - зеленый, спустя некоторое время другой пешеход опять может включить красный свет.
Не забудь подключить к RCX датчик касания.
Имя файла с программой __________________________________
Файл с программой записан в папку __________________________

Этап 3 Создание презентации модели светофора в программе Лого Миры и PowerPoint.
Учебные цели.
1. Создать описание к выполненной работе с указание цели моделирования, этапов моделирования, принципов работы светофора.
2. Развитие навыков алгоритмического мышления на примерах программирования работы светофора, перехода между страницами.
3. Развитие навыков по вводу и форматированию текста.

Этапы работы.
1. Создание проекта, состоящего из нескольких листов, и организации переходов между ними по командам Черепашки.
2. Ввод пояснительного текста с элементами форматирования.
3. Сканирования детского рисунка дороги в школу, работа в графическом редакторе по редактированию рисунка.
4. Создание листа с принципами работы светофора и пояснительного текста.
5. Ввод и обработка фотографий работающей модели светофора.
6. При наличии возможностей ввод звукового сопровождения проекта, и работы с видеофрагментами.

 

Материалы к урокам

Материалы к урокам

 
Работы учащихся школы 1411
Все вида наборов
Работы учащихся школы 1411
Все вида наборов
Hosted by uCoz